Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Московский государственный индустриальный университет. Филиал в г. Вязьме  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Мебель от производителя: стеклянный компьютерный стол. Мебель в колониальном стиле.

НОВОСТИ
18.04.2014 10:26:16
Новый набор на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 
02.04.2014 10:04:46
КОНКУРСЫ, ПОСЯВЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
подробнее   >>>
 
20.03.2014 14:47:59
ПРОВОДИТСЯ НАБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ с началом обучения с февраля, сентября 2014 года
подробнее   >>>
 
16.03.2014 14:12:26
Проводится набор на курсы дистанционного обучения «Управление малым бизнесом»
подробнее   >>>
 
16.03.2014 12:17:20
Проводится набор на курсы повышения квалификации
подробнее   >>>
 
11.03.2014 15:03:12
День открытых дверей
подробнее   >>>
 
23.02.2014 11:40:20
Дорогие женщины поздравляем Вас с 8 Марта!
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    Контакты    Об авторе  

Что такое «модель управления»

Понятие «модель управления» позволяет раскрыть основные системы управления. По сути, модель управления — это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование. Любой руководитель стоит перед проблемой выбора по самому животрепещущему вопросу: как управлять вверенным ему объектом, какой арсе­нал управленческих стратегий, рычагов и технологий исполь­зовать. Модель управления позволяет сделать это.

Выбор модели управления - это не выбор нужного тебе това­ра в торговом ряду, когда товар уже изготовлен и имеет ясно очер­ченные потребительские свойства. Здесь правомерна такая ана­логия. Мать не может купить ребенка — она должна сначала сама созреть, затем зачать его с думой о своем материнском предназ­начении, выносить в своей утробе, родить и многие годы песто­вать и воспитывать, чтобы получилось хорошее потомство. Пред­ставляется, что именно в таком метафорическом контексте Ф. Тейлор утверждал, что модель управления — это не изобрете­ние, а эволюция.

Перефразируя приведенную выше метафору, можно сказать, что модель управления, так же как и ребенок, вынашивается и формируется десятилетиями и даже веками. Она не должна быть импортной, а только своей — родной, выстраданной, орга­ничной, соответствующей культуре, традициям и духу своего народа.

Все это не означает, что модель управления не должна быть восприимчива к позитивным зарубежным веяниям. Должна. Восприимчивость ко всему положительному, умение приобщиться к мировому Знанию является одним из самых уважаемых качеств любого человека, любой организации, любой управленческой сис­темы. В то же время всякие изменения имеют смысл только при определенных обязательных условиях:

во-первых, изменения не должны рушить основы, на которых держится сложившаяся модель управления;

во-вторых, изменения, пусть даже самые малые, не должны вызывать аллергию у тех, кто управляет, и особенно у тех, кем управляют.

Реформирование нашей экономики наглядно показывает, что забвение отечественной истории и неуважение к своему прошло­му никому не прощается. Уроки истории своего Отечества всегда полезно знать.

Вопрос о моделях управления — один из самых актуальных. В самом деле, абсолютное большинство управленцев связывают свои или чужие успехи с определенной моделью управления.

В словарях дается несколько значений слова «модель». Она трактуется как образец (эталон) для массового изготовления ка­кого-либо изделия или конструкции. Под «моделью» понимается также устройство, имитирующее строение и действие какого-ли­бо другого (моделируемого) устройства в научных, производ­ственных или иных целях. В широком смысле «модель» — это аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осущес­твляет моделирование, являются оригиналом.

Модель — это прежде всего продукт моделирования, т. е. про­цесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуще­ствляет). Три художника, рисуя одновременно одну и ту же «нату­ру», создадут три совершенно разные «модели», воплотив в них свое собственное мироощущение, творческие установки и задачи. Примерно так же обстоят дела при моделировании экономи­ческих и управленческих систем. В зависимости от критериев, по­литических и экономических пристрастий, установок и задач, ко­торыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявля­ется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Все обстоит гораздо сложнее, когда реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении ав­тора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, надо делать про­гноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представ­ляющий интерес объект (явление), создавать новую модель уп­равления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.

Управление обеспечивает в определенных целях непрерывное воздействие на социально-экономические процессы. Таким обра­зом, управление есть процесс, а система управления — механизм, который обеспечивает эффективность этого процесса. Отсюда под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управле­ния, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базо­вые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, струк­туру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Модель, которая руководителю или управленческой коман­де представляется идеальной или наиболее подходящей можно, во-первых, взять уже готовой, имея в виду, что мировой опыт практического менеджмента дал немалое количество моделей, которые в свое время и при определенных условиях дали поло­жительный результат; во-вторых, сконструировать модель по «методу сборки» из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различ­ных моделей управления; в-третьих, выбрать базовую модель уп­равления, которая в максимальной мере отвечает предъявляе­мым требованиям, исключить из нее нежелательные, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфиче­ским особенностям управляемого объекта и условиям его функ­ционирования; в-четвертых, создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.

Представляются интересными и полезными попытки различ­ных зарубежных и отечественных авторов дать описание, пока­зать характерные особенности и предложить оценку наиболее вы­делившихся на научном и эмпирическом горизонте моделей Управления. Среди зарубежных авторов, внесших заметный вклад Разработку данной проблемы, следует назвать такие имена, как Р. Оуэн, Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль, Г. Эмерсон, Э. Мэйо, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Р. Блейк, Дж. Моутон, У. Оу-чи, Л. Эрхард, Г. Мюрдаль, К. Эклунд, а среди отечественных - Сильвестр, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, П.А. Столыпин, А.А. Богданов, А.В. Чаянов, А.К. Гастев, С.Г. Струмилин, М.В. Грачев, В.В. Гончаров, О.А. Пла­тонов.

Задача описать модель управления, например, народного хо­зяйства страны, региона, народно-хозяйственного (отраслевого) комплекса и даже муниципального образования или корпорации во всей полноте и широте внешних и внутренних связей предс­тавляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления бе­рется во внимание достаточно ограниченный ракурс. Именно точка зрения автора — политическая, экономическая, социаль­ная, технократическая, организационная, территориальная, дивизиональная, операциональная — и связанные с нею критерии анализа и оценки лежат в основе классификации моделей управ­ления.

В связи с этим можно выделить следующие основные модели управления:

По виду преобладающей собственности на средства производ­ства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная.

По степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либе­ральная), рыночная с элементами государственного регулирова­ния, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизован­ного управления с элементами рынка (плановая).

По характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая.

По критерию «встроенности» человека в систему производи­тельных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустри­альная.

По территориальному происхождению и месту адаптации: рос­сийская, американская, японская, шведская, германская, бра­зильская.

По принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф. Джилбрет, Г. Эмерсон);

школа рациональной бюрократии (М. Вебер);

административная школа (А. Файоль);

4) «классическая школа» (Муни, Рейли, Урвик, Гьюлик);

5) школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, Ф. Дунаев, А. Гостев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев);

школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо);

7) мотивационная школа (А. Маслоу, Ф. Херцберг, В. Врум, Адаме, У Джемс, Д. Маклелланд);

школа «организационного поведения» (К. Арджирис, Р. Лайкерт, А. Этциони, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон).

По роли и месту человека в системе управления: модель Д. Мак-грегора (теория X и теория У), модель У. Оучи (теория Z).

По отдельным управленческим признакам: модель 7С «Счастли­вый атом» (У. Питере, Р. Уотермен), модель управления по ре­зультатам (Т. Санталайнен), ситуационная модель.

По отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состоя­ния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамичес­кая (прогнозная, вероятностная модель развития).



Мебель от производителя: стеклянный компьютерный стол. Мебель в колониальном стиле.

Moodle - повторное обучение Дипломное проектирование ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ  Управление и менеджмент Новая парадигма управления Условия формирования российской модели управления Зарубежные модели управления Проблема выбора модели управления Методология управления и ее компоненты Современные подходы в управлении 

Ателье по пошиву одежды в москве. Ателье по пошиву штор штор в москве best-shtory.ru.