Управление процессом протекания конфликта (управление конфликтом) — это целенаправленное воздействие на ход его разрешения с целью развития или разрушения отношений между отдельными индивидами, группами, а также развития или разрушения социально-экономической системы, в которой происходит конфликт. Управление процессом протекания конфликта, как правило, осуществляет либо одна из конфликтующих сторон, либо третья сторона — посредник. Отдельные конфликты протекают стихийно и не требуют специального управления, быстро разрешаются противоборствующими сторонами, пришедшими к согласию. Управление конфликтом осуществляет одна из конфликтующих сторон, как правило, в том случае, когда она является либо инициатором конфликта, либо ее представляет руководитель индивида с противоположной стороны.
В данном учебнике мы остановимся на рассмотрении конфликтов, развивающих отношения между индивидами, группами и социальными и социально-экономическими системами. Поэтому для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Целью управления конфликтами будет предотвращение деструктивных конфликтов и благополучное разрешение конструктивных конфликтных ситуаций.
Как ранее отмечалось, процесс развития конфликта проходит три стадии: предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную. Управление конфликтом происходит на всех этих стадиях и включает следующие функции: предвидение, или прогнозирование, конфликта; профилактика, или предупреждение, конфликта; организация управления процессом протекания конфликта; урегулирование, или разрешение, конфликта; оценка последствий конфликта и подведение итогов (табл.).
Таблица
Стадии развития и функции управления конфликтом
№п/п |
Стадия конфликта |
Функции управления конфликтом |
1 |
Предконфликтная |
Предвидение, или прогнозирование Профилактика, или предупреждение |
2 |
Конфликтная |
Организация управления конфликтом Урегулирование, или разрешение |
3 |
Послеконфликтная |
Оценка последствий конфликта и подведение итогов |
Предвидение, или прогнозирование, конфликта — это важнейшая функция управления им, она направлена на оценку ситуации в коллективе и выявление причин потенциальных конфликтов.
Функция включает изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологических особенностей, а также возможных изменений в производственной и организационной структуре предприятия, связанных с переходом на выпуск новой продукции, и т.п.
Профилактика, или предупреждение, конфликта — это функция управления конфликтом, которая призвана не допустить возникновение конфликта. Профилактика конфликтов основывается на их прогнозировании. На основе полученной информации о причинах назревающего нежелательного конфликта предпринимаются меры по нейтрализации действия факторов, вызывающих конфликт.
Эффективное, грамотное управление социальной или социально-экономической системой само по себе является результативной мерой профилактики конфликтных ситуаций. Научно обоснованная система управления организацией и ее персоналом, как правило, исключает появление условий и факторов, вызывающих деструктивные конфликты.
|