Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома
Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet

Московский государственный индустриальный университет. Филиал в г. Вязьме  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


НОВОСТИ
10.07.2014 17:22:48
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 
10.07.2014 12:36:10
Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 
04.07.2014 09:59:09
Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 
18.04.2014 10:26:16
Новый набор на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 
02.04.2014 10:04:46
КОНКУРСЫ, ПОСЯВЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
подробнее   >>>
 
20.03.2014 14:47:59
ПРОВОДИТСЯ НАБОР НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ с началом обучения с февраля, сентября 2014 года
подробнее   >>>
 
16.03.2014 14:12:26
Проводится набор на курсы дистанционного обучения «Управление малым бизнесом»
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    Контакты    Об авторе  

Этапы процесса контроля

Являясь составной частью процесса управления, контроль об­ладает всеми процессными характеристиками и может быть пред­ставлен в виде составляющих его этапов (рис. 1.15).

На первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и на­правления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или обобщенно как конкретные цели, динамика которых поддается измерению. Их выбору и определению придается большое значение, и это не случайно, так как их величина — это важная точка отсчета для каж­дой организации.

Устанавливая стандарты, нормы и плановые задания, каждая ор­ганизация исходит прежде всего из представления о своем предна­значении, из четко сформулированных видения и миссии, а также целей функционирования и развития. Видение, миссия и цели пре­допределяют те «вершины», которые надо взять, показывают, на что надо ориентироваться, для чего привлекать и как использовать ре­сурсы. Из этого можно сделать вывод о том, что стандарты могут и должны пересматриваться, и прежде всего потому, что в их основе лежат планы, предопределяющие будущее состояние организации.

Чтобы выполнять контрольную функцию, стандарты должны быть конкретными, в противном случае сравнение с ними достиг­нутых результатов невозможно. Если руководство организацией, например, считает своей главной задачей в предстоящем периоде улучшение качества обслуживания своих клиентов, то стандарт должен быть выражен в конкретных измерителях, позволяющих отследить выполнение этого задания. Например, для пассажирской службы аэропорта оно может быть сформулировано так: «В течение планового периода сократить время ожидания багажа прибывши­ми пассажирами с 20 до 12 минут». Эти 12 минут и составят один из стандартов в работе аэропорта, для его достижения будут пред­приняты необходимые меры и выделены ресурсы. Таким образом, стандартом устанавливается результат, который должен быть по­лучен в течение определенного периода времени.

В то же время в жизни любой организации имеется достаточно много целевых установок, которые трудно или даже невозможно измерить с помощью количественных показателей и цифр. В каче­стве примера можно привести такие, как создание благоприятного климата в коллективе, улучшение системы взаимоотношений по вертикали власти, удовлетворение от работы, более внимательное отношение к партнерам и т.п. В таких случаях компании нередко прибегают к выявлению мнения трудового коллектива, проводят обследования, интервью и используют не прямые, а косвенные из­мерители. Например, состояние морального климата в коллективе может оцениваться по числу конфликтных ситуаций или трудовых споров, степень удовлетворенности работой — по динамике уволь­нений и т.п. Тогда стандарты приобретут количественное измере­ние (например: «В течение планового периода сократить количество конфликтов в организации с 12 до 4»). Условность таких измерений очевидна, так как на эти показатели могут оказывать влияние мно­жество разных факторов, в том числе и не имеющих прямого отно­шения к стандартам. Например, низкий уровень увольнений может быть результатом высокого уровня безработицы, а снижение числа конфликтов или трудовых споров может отражать ситуацию страха потерять единственную возможность работы и т.д.

Субъективный характер подобных целевых установок усложня­ет процесс сравнения, контроля и требует большого искусства от менеджера в выявлении истинных причин обнаруженных откло­нений. Но даже при всех недостатках косвенных измерителей они необходимы, так как позволяют отслеживать процессы и своевре­менно корректировать отклонения. А это лучше, чем принятие решений тогда, когда проявились все отрицательные последствия неуправляемых изменений.

Большое значение имеет решение вопроса о том, кто должен устанавливать стандарты. Оптимальным считается вариант, при котором в этом процессе принимают участие работники организа­ции, непосредственно влияющие на соответствующие параметры. Во-первых, потому, что сам факт их участия приводит к повыше­нию заинтересованности в достижении установленных параметров, а во-вторых, при таком подходе происходит интенсивный обмен знаниями и опытом между менеджерами разных уровней, что по­вышает качество стандартов и плановых установок.

Чтобы реально воздействовать на поведение людей, стандарты должны быть напряженными, но достижимыми. Как правило, та­кие стандарты мотивируют людей, нереальные же (слишком завы­шенные или, наоборот, заниженные и легко достижимые) расхо­лаживают, вызывают неприязнь и отрицательно сказываются на результатах.

На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей. Это означает, во-первых, что измерение должно быть выборочным и, во-вторых, что оно должно соответствовать составу стандартов, норм и плановых заданий.

На третьем этапе осуществляется сравнение фактически до­стигнутых данных с запланированными, что дает возможность ус­тановить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему этапу контроля. Важно отметить, что это сравнение не является задачей только тех работников, которые специализируются на выполнении контрольной функции, работая в соответствующих звеньях струк­туры управления. Контроль, по существу, является неотъемлемой частью труда всех работающих — от рабочих до высших менедже­ров. Сравнение каждым работником того, что сделано, с тем, что задано, увеличивает возможности организации для достижения результата в любом процессе.

На четвертом этапе производится окончательная оценка полу­ченных результатов и предпринимаются действия по корректиров­ке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов: •   положительные, когда фактические параметры лучше заплани­рованных. В этом случае корректировочные действия направ­ляются на усиление мер, приведших к такому результату, на­пример увеличиваются размеры поощрения труда и инвестиции, расширяются производственные мощности и т.д.;

   отрицательные, когда фактические данные оказались хуже за­планированных. Выявленные в процессе анализа факторы по­зволяют определить направление мер по исправлению положе­ния, например по усилению руководства, повышению уровня квалификации работников, а иногда и по пересмотру самих стандартов;

   нейтральные, когда организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не требуется. Последнее, однако, не означает прекращения процедуры оцен­ки, так как баланс между стандартами и фактическими показа­телями может быть нарушен в любой момент времени.



Социальный институт Научение поведению  Личность в организации Характер Способности  Виды контроля в организации По периодичности контроля По функциональным подсистемам Методы контроля и оценки Общие методы