Развитие управления в России вомногом будет предопределять успехи России в мировом сообществе. Для того, чтобы понять перспективы России в мировом макроэкономическом процессе, необходимо рассмотреть жизненный цикл любой про дукции. Возьмем за основу продукцию, созданную на основе информационных технологий (таблица).
С позиций жизненного цикла продукции Россия (ранее СССР) в области материально-технической базы вынужденно (в условиях военно-политического противостояния СССР и За пада) был положен исторически неверный принцип копирования зарубежных технических и технологических решений, воспро изведение аналогов.
Таблица25.1
Этапы жизненного цикла создаваемой продукции
№
|
Название
|
Содержание
|
1
|
Зарождение идеи
|
Гехнико-экономическое обоснование целесообразности и эф фективности реализации идеи (бизнес-планирование)
|
2
|
Поиск ресурсов на реализацию идеи
|
Поиск необходимого сырья, объектов недвижимости, технологий и оборудования их реализующих, квалифицированной ра бочей силы и в конечном итоге — финансов
|
3
|
Разработка макета
|
Осуществление этапа научно-исследовательской работы с ма тематическим и физическим моделированием новой продукции
|
4
|
Разработка опытного образца
|
Осуществление этапа опытно-конструкторской работы с изго товлением опытной партии продукции, в результате испытаний которой формируется нормативная документация (конструкторская, технологическая), по которой будет осуществляться серийное производство
|
5
|
Изготовление пробной партии
|
Начало серийного освоения продукции, сопровождаемое отработкой технологии производства, изучением реакции потребителей на предлагаемую продукцию и соответствующими кор ректировками нормативной документации
|
6
|
Начало се рийного про изводства
|
Серийное производство продукции, сопровождающееся ростом объемов производства и появлением прибыли от ее реализации
|
7.
|
Выход в точку окупаемости
|
Быстрый рост объемов производства и реализации продукции, формирующий прибыль, достаточную для покрытия всех предыдущих расходов.
|
8.
|
Продолже ние роста
|
Продолжение роста объемов производства и расширения рынка реализации продукции
|
9.
|
Замедление эоста
|
Замедление роста объемов производства и реализации продук ции, вызванное моральным старением продукции, ростом уровня конкуренции и «пресыщением» рынка предлагаемой продукцией
|
10.
|
Остановка роста
|
Насыщение рынка предлагаемой продукцией, соответствующее )авенству объемов предложения и спроса при постоянстве последнего. При этом в результате проведения и реализации результатов функционально-стоимостного анализа прибыль от продажи продукции продолжает расти
|
11.
|
Спад
|
Объемы спроса на морально устаревшую продукцию падают. ice вложения в совершенствование этой продукции прекра щаются, поскольку становится очевидной необходимость выпуска новой продукции. При этом одновременно решается проблема замены производства продукции более новым и постепенного демонтажа и продажи на менее притязательные рынки прав производства и соответствующего оборудования для морально устаревшей продукции
|
12.
|
Завершение жизненного цикла
|
1рекращение выпуска морально устаревшей продукции после достижения объемами производства и прибылью от сбыта мор ально устаревшей продукции минимальных предельных зна чений
При эффективной государственной поддер жке, в первую очередь оборонных направлений, обеспечива лось быстрое и в ряде сфер опережающее по темпам роста мировой уровень развитие отечественной электронной промышленности. С 1986 г. объемы финансирования НИОКР государством начали резко сокращаться, что повлекло увеличение отставания от ведущих стран, таких как США и Япония, поскольку Россия оказалась не готова к коммерциализации в дан ной отрасли.
С этого момента можно говорить об участии России в реа лизации этапов 1—5 (чаще 1—3) и 10-12 (чаще 11—12) жизнен ного цикла продукции. При этом наибольшая активность российских специалистов проявляется на этапах 1 и 3, о чем сви детельствует спрос на российских специалистов в области интеллектуального продукта во всем мире, что проявляется в продолжающемся оттоке научных кадров. Попытки же воспроизводства отечественной промышленностью наиболее популярной в мире продукции (этап 10) приводят к тому, что за время ее освоения она уже морально устаревает и соответствует этапу 11 жизненного цикла. Таким образом, продукция на момент выпуска отечественным производством становится не конкурен тоспособной как на мировом рынке, так и внутреннем. Примени тельно к электронике это и не удивительно, поскольку соглас но закону Гордона Мура технология производства обновляется каждые 18 месяцев. В результате участие России в создании информационных технологий сегодня, к сожалению, определяется в большинстве случаев следующей схемой (рис. 25.1).
Возможно ли изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону?
Мировая практика показывает, что это вполне возможно сделать, о чем свидетельствует примеры Южной Кореи и Ки тая.
Деятельность Правительства Южной Кореи, направленная на завоевание лидирующих позиций в мировой экономике ус ловно можно разделить на четыре этапа:
♦ развитие экспортно-ориентированной продукции;
♦ развитие передовых наукоемких направлений;
♦ развитие машиностроительного направления, химичес кой промышленности и материаловедение;
развитие высокотехнологичных направлений.
На каждом этапе создавались правительственные коорди национные группы, которые определяли:
♦ наиболее важные направления;
♦ приоритетные задачи в области НИОКР;
♦ вопросы создания и реализации аппаратурно-ориентиро ванных программ и КЦП;
♦ координацию товарно-денежных потоков;
♦ мероприятия по управлению и контролю состояния эко номики.
Второй этап развития характеризуется усиленным процессом формирования интеллектуального потенциала. Был специ ально создан департамент человеческих ресурсов. Была введе на система специальной профессиональной подготовки специа листов для электронной промышленности. Сделав на 2-м этапе развития ставку на электронную промышленность, правитель ство предприняло ряд эффективных мер:
♦ по защите национальных фирм от экспансии зарубеж ной электроники;
♦ ограничения на ввоз электронных компонентов для бы товой электроники;
♦ запрет на ввоз изделий, выпускаемых южнокорейскими фирмами;
♦ освобождение от таможенных пошлин ввозимого СТО и налоговые льготы на период его освоения.
Кроме этого, правительство создало Экспертный совет, не допускающий закупку устаревших СТО и технологий, и взяло курс на создание с ведущими зарубежными фирмами СП на следующих условиях:
♦ сохранение за своей стороной контрольного пакета;
♦ обучение местного персонала;
♦ использования в выпускаемой продукции не менее 60% местных компонентов;
♦ обязательное строительство заводов по выпуску смен ных и запасных элементов и узлов.
Правительство Китая в 1994 г. провело анализ поиска вы сокоэффективных направлений вложения ресурсов, обеспечивающих отдачу в кратчайшие сроки 3—5 лет. В результате дан ного анализа принято решение о том, что высокоэффектив ным вложением ресурсов является электронная промышленность. В результате Китай прошел те же этапы становления экономики, что и Южная Корея, но в более сжатые сроки. Темпы и перспективы развития микроэлектроники в Китае по сравнению с мировым лидером США.
Обратим внимание на то, что и Китай и Южная Корея начали с отвоевывания внутреннего рынка. Рассмотри этот воп рос подробнее.
Согласно данным компании «Мерилл Линч» (США), во всем мире насчитывается более 750 производственных баз электроники. При этом ни одна компания, кроме Intel , не претендует на долю мирового рынка, превышающую 5%. Формально это означает наличие монополистической конкуренции, когда очень похожую продукцию выпускает множество компаний и ни одна из компаний не может диктовать условия на рынке. Однако анализ конечных рынков показывает, что более 75% каждого из них контролируют 3—4 компании. Фактически это означает олигополию, когда несколько компаний, поделив рынок, дик туют на нем условия и сообща занимают достаточно жесткие позиции в отношении потенциальных конкурентов.
В этих условиях необходимо начинать с завоевания собственного рынка.
Таким образом, при рассмотренном пути развития управ ления у России появиться перспектива принять активного участие в реализации всех стадий жизненного цикла продута ин формационных технологий. При этом будет обеспечен рост чис ла рабочих мест, уровень решения социальных проблем и, в конечном итоге, увеличится ВВП России.
|
{LTS} |