Образовательный сайт Викторовой Т.С.
Заочное дистанционное образование
с получением государственного диплома через Internet

Заочное дистанционное образование correspondence distance education  

Реклама

Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом


Рейтинг@Mail.ru

Рекомендуем:
НОВОСТИ

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Поздравляем с Днем науки!
Поздравляем с Днем науки!
подробнее   >>>
 

Проводится набор на дистанционные курсы повышения квалификации 'Информатизация образовательного процесса. Электронное обучение' Приглашаются преподаватели и сотрудники образовательных учреждений
подробнее   >>>
 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ проводит набор студентов на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 

Проводится набор преподавателей и сотрудников образовательных учреждений на курсы повышения квалификации с использованием дистанционных технологий
подробнее   >>>
 

Московский государственный индустриальный университет проводит набор абитуриентов на заочную (дистанционную) форму обучения на 2014-2015 учебный год
подробнее   >>>
 


все новости...
  Главная    КОНТАКТЫ  

Переход от дистанционного обучения к электронному на современном этапе

При копировании материалов, необходимо сделать ссылку на данную страницу!
 

Министерство образования и науки РФ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

в г. Вязьме Смоленской области

(филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме)

 

Республика Беларусь г. Брест

Учреждение образования

«Брестский государственный технический университет»

 

Республика Беларусь г. Витебск

Учреждение образования

«Витебский государственный университет имени

П. М. Машерова»

 

«Полтавский национальный технический университет

имени Юрия Кондратюка»

 

«Полтавский университет экономики и торговли»

 

«Северо-Казахстанский государственный университет

имени М. Козыбаева»

 

 

IV МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 

«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

 

ТОМ 4

 

 

г. Вязьма

2013

 

THE TRANSITION FROM E-LEARNING TO E AT THE PRESENT STAGE

 

Викторова Т.С. кэн, доцент, Мушкатова М.С. ст. преподаватель, филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме

 

Viktorova TS ken, Associate Professor, MS Mushkatova Art. teacher, a subsidiary of VPO "MGIU" in Viazma

 

Аннотация

 

В статье рассматривается развитие дистанционного образования, его постепенная трансформация к электронному образованию, а так же применение дистанционного образования российскими вузами на современном этапе

Abstract

 

The article discusses the development of distance education and its gradual transformation to e-learning, as well as the use of distance learning Russian universities at the present stage

 

Ключевые слова: Дистанционное образование, электронное образование, информационные технологии

 

Keywords: distance education, e-education, information technology

 

Сегодня в нашей стране заочное и дистанционное обучение проходят более 2 000 000 студентов. Значительное увеличение спроса на соответствующие услуги государственных и аккредитованных негосударственных вузов отмечено после экономического кризиса 2008-2009 годов. По данным «Независимой газеты» к 2010 г. уже более половины абитуриентов выбирали заочное образование. Есть сразу несколько причин такого выбора. Во-первых, более низкие цены на обучение. В среднем, студенты, получающие заочное или дистанционное образование, экономят 40-50% (а иногда даже до 70%). Кроме того, не требуется тратить значительные средства на проживание в другом городе и поездки на занятия и сессии.

Основные отличие дистанционного обучения от заочного:

дистанционное обучение проводится без отрыва от работы и семьи. Бытовой комфорт. Как известно, даже при заочном обучении временные затраты могут составлять до 40-50 дней в год. В этом смысле дистанционное образование еще более удобно, чем заочное;

приступить к учебе можно в любое время. Освоение материала может происходить в индивидуальном темпе. Иногда предлагается гибкий график сессий;

экономия на стоимости обучения и накладных расходах;

приобретение студентом серьезных навыков информального обучения – самостоятельного поиска информации и работы с ней;

возможность осуществлять разнообразные совместные проекты с учащимися из других регионов.

Термин «электронное обучение» широко распространен в российском образовании; тем не менее, его зачастую отождествляют с понятием «дистанционное обучение», что иногда приводит к недооценке значимости развития собственно электронного обучения.

Ранней формой дистанционного обучения можно считать заочное обучение по переписке, активно развивавшееся в начале прошлого века. Такое обучение использовалось скорее для приобретения определенных знаний, а не для получения высшего образования.

С развитием компьютерной техники, локальных и глобальной вычислительных сетей у дистанционного обучения появились новые возможности. Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя – в первую очередь, информационно-коммуникационные технологии.

В англоязычной образовательной литературе часто используется термин «open and distance learning» – «открытое и дистанционное обучение», подчеркивающий тот факт, что по сравнению с традиционным обучением дистанционное открыто для более широкой аудитории. Открытое обучение не предполагает вступительных экзаменов и доступно любому желающему; более того, оно может быть «неформальным» (nonformal, informal learning), т. е. не завершаться получением соответствующих документов об образовании.

Надо отметить, что термин «дистанционное образование» (distance education), обозначающий образование, получаемое без непосредственного присутствия преподавателя, получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что распространение технологий дистанционного обучения происходит значительно быстрее становления законодательно и организационно обусловленной формы дистанционного образования. В частности, в России, в соответствии с Законом об образовании, дистанционной формы образования нет – закон регламентирует только 4 формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат.

Первые упоминания об электронном обучении (electronic learning, e-learning) появились в 90-х годах прошлого века, когда в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) дистанционное обучение, можно сказать, обрело второе дыхание. Потребностями именно дистанционного обучения и обусловлено интенсивное развитие электронного обучения.

Вначале под электронным обучением (ЭО) понимали технически «улучшенную» форму дистанционного обучения, т. е. ЭО рассматривалось как технологическая поддержка дистанционного обучения, обеспечивающая «доставку на дом» мультимедийных обучающих средств. Этот первый этап развития ЭО характеризуется активным использованием презентаций (преимущественно в формате PowerPoint) и программ тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного тестирования по сети Интернет), разработкой электронных учебников. Одним из серьезных уроков этого этапа можно назвать выводы о необходимости развития педагогического дизайна (целенаправленного проектирования учебных курсов) и введения технологических стандартов для обеспечения возможности использования разработанных электронных образовательных ресурсов в разных средах.

Следующий этап развития ЭО во многом был обусловлен потребностями бурно развивавшегося корпоративного обучения (обучения сотрудников компаний, зачастую непосредственно на рабочих местах), обладавшего значительными финансовыми возможностями. На этом этапе не только создаются новые многочисленные электронные учебные материалы и электронные образовательные курсы, но и формируются портфолиокомпетенций сотрудников, работающих в ЭО, создаются электронные средства обучения, организации и сопровождения учебного процесса, отрабатываются различные модели управления электронным обучением, разрабатываются подходы к оценке качества и эффективности ЭО.

Третий этап развития ЭО связывают с осознанием необходимости разработки программных систем, обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения. К этим системам относят: системы управления содержанием (контентом) обучения, системы доставки учебных материалов «в нужное время в нужном количестве в нужное место», системы тестирования, подсистемы управления компетенциями для отслеживания результатов обучения, системы интерактивной поддержки обучающей среды, системы управления знаниями, системы управления обучением (Learning Management Systems).

В начале этого века электронное обучение стало активно внедряться в традиционные университеты в самых различных организационных формах: как поддержка традиционного очного и заочного обучения или как новый уровень развития дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской подготовки, первого и второго высшего образования, корпоративной магистратуры.

В настоящее время широкое распространение получает термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме (face-to-face learning). Становится понятным, что дистанционное обучение – это одна из возможных организационных моделей, реализуемых на базе электронного обучения.

На сегодняшний день все вузы России используют дистанционную форму обучения. Данная форма обучения позволяет расширять Вузы и увеличивать количество предлагаемых специальностей и курсов.

На сегодняшний день все вузы сталкиваются с рядом проблем, связанных с реализацией электронного обучения. Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Для того, чтобы электронная форма обучения в любых типах образовательных учреждений могла успешно развиваться, необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети, пр. Учебный процесс при электронном обучении более трудоемкий и многоаспектный, чем в очной форме. Здесь своя специфика. Все эти проблемы пока решаются в каждом отдельно взятом университете  самостоятельно, в силу понимания этих проблем работниками вузов, чаще всего специалистами в области информатики, компьютерной техники, программирования, но не педагогами, не методистами, не психологами.

Для создания качественного учебно-материального обеспечения электронного обучения, т.е. создания соответствующих средств обучения необходимы совместные усилия специалиста-предметника, методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями, и программиста, специалиста в области новых информационных технологий. В идеале функции специалиста-предметника и методиста должны сочетаться в одном лице. Современный преподаватель должен обладать не только знаниями своего предмета, но и особенностями информационных и педагогических технологий. На практике пока это остается «голубой мечтой». Авторы курсов, учебников, учебных пособий, как правило, абсолютно не представляют себе особенности и возможности новейших средств информационных технологий и потому проблема создания на базе их пособий курса электронного обучения представляется неразрешимой задачей.

Необходимо отобрать адекватные методы, педагогические технологии электронного обучения: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность, в том числе работа над телекоммуникационными проектами с партнерами из других регионов и даже стран; ролевые, деловые  игры проблемной направленности, пр. При этом важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю электронного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих студентов на расстоянии. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны преподавателей и тьютеров, специальной и достаточно серьезной подготовки. Кроме того, существуют различные модели электронного обучения, включая полностью сетевое обучение по отдельному курсу или в рамках виртуальной кафедры, университета; интегрированное с очным обучением. Каждая из указанных моделей имеет свою специфику, касающуюся, как организации учебных материалов, так и методики проведения занятий, форм взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателем.

До тех пор, пока электронное обучение рассматривается только в качестве технологии, проблема не будет решена. Преподаватели вузов особенно нуждаются в специальном обучении по разработке своих курсов для дистанционной формы совместно с программистами, и в овладении соответствующими технологиями.

Кроме перечисленных выше проблем, существует достаточно серьезная проблема - проблема финансирования. Государству такие затраты могут  оказаться не под силу. В мировой практике давно уже существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов электронного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных он-лайновых форумов, конференций, пр., в том числе видеоконференций. Конечно, привлекаются частные средства бизнеса, совместные, кооперированные инвестиции самих образовательных учреждений.

Есть еще одна проблема, которую нельзя отделить от предыдущих. Речь идет о нормативно-правовой основе. Понятно, что дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное обучение. Существуют нормативы для оплаты труда преподавателей вузов, школ. Но полтора часа лекции в аудитории для 20 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 20 студентами дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени, ибо пока информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий студентов, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат. 

Интеграция дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для вузов. Здесь также требуется определенная правовая регламентация профильных курсов, практических и лабораторных работ, выполняемых виртуально, тестирования и пр., пр.

Наконец, поскольку Россия подписала известные Болонские соглашения, может быть, имеет смысл подумать о том, чтобы в педагогических вузах степень магистра включала в себя расширенную программу по современным информационным и педагогическим технологиям, психологии и культуры общения в сети?

Следующая проблема – это проблема авторских прав. Электронные средства защищены от пиратства, но это никак не касается информации, размещаемой в Интернете. А ведь эта информация, особенно то, что касается науки, образования, относится к интеллектуальной собственности. Открытые курсы, статьи, книги копируются без учета соблюдения авторских прав. Быстрого решения данной проблемы не просматривается, но решать ее необходимо, ибо от ее решения напрямую зависит распространение учебно-образовательной информации в мировом сетевом пространстве, качество создаваемых и используемых образовательных продуктов.

Конечно, существуют и другие проблемы, связанные, например, с необходимостью систематического обновления аппаратного парка, программного обеспечения, соответственно постоянного повышения уровня владения пользовательскими навыками преподавателями и много других проблем.

 

Литература

 

1.           Сайт Лаборатории дистанционного обучения http://distant.ioso.ru/

2.           Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

3.           Современные информационные технологии и ИТ-образование / Сборник научных трудов VI Международной научно- практической конференции. / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2011. – Т. 1.

Literature

 

1. Distance Learning Lab site http://distant.ioso.ru/

2. Website Single window access to educational resources http://window.edu.ru/

3. Modern information technology and IT education / Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference. / Ed. VA Sukhomlina. - Moscow State University, Moscow, 2011. - T. 1.



{LTS}